МЛ-02. Студент и картошка

Виктор Дюкарев
Уважаемые читатели!
Это всего лишь наброски, один из блоков книги "В заводи тихой". По завершению книги они будут удалены.

Предлагаю перейти по адресу http://stihi.ru/2020/06/08/3783



http://www.stihi.ru/2019/01/08/10218  МЛ-1.0 Студенты и картошка    - НАЧАЛО
http://www.stihi.ru/2019/01/08/10617  МЛ-1.1 Левша и Правша
http://www.stihi.ru/2019/01/08/10781  МЛ-1.2 Неправильные стихи
http://www.stihi.ru/2019/01/09/1102   МЛ-2.0 Пуд с гаком
http://www.stihi.ru/2019/01/09/1189   МЛ-2.1 Первая женщина
http://www.stihi.ru/2019/01/09/1240   МЛ-2.2 Образ не помню
http://www.stihi.ru/2019/01/11/4181  МЛ-3   ПЕЙЗАЖИ. ИЗБРАННОЕ
http://www.stihi.ru/2019/01/09/5381   МЛ-4.0 Дружба начинается с улыбки
http://www.stihi.ru/2019/01/09/8336   МЛ-4.1 Вокзал для двоих
http://www.stihi.ru/2019/01/09/8870   МЛ-5.0 Вот так сразу
http://www.stihi.ru/2019/01/10/673    МЛ-5.1 Девушка в джинсовом платье
http://www.stihi.ru/2019/01/10/7182   МЛ-6.0 Семь лет спустя
http://www.stihi.ru/2019/01/10/7269   МЛ-7.0 Рута
http://www.stihi.ru/2019/01/10/7404   МЛ-8.0 Последний звонок
http://www.stihi.ru/2019/01/10/9195   МЛ-8.1 Анюта и Таня
http://www.stihi.ru/2019/01/10/10131  МЛ-9.0 Аня
http://www.stihi.ru/2019/01/10/10264  МЛ-9.1 Эх! Мама моя!
http://www.stihi.ru/2019/01/10/10376  МЛ-10.0 Была война
http://www.stihi.ru/2019/01/10/10475  МЛ-11.0 25-е сентября 1991
http://www.stihi.ru/2019/01/11/1015   МЛ-12.0 Цвели тогда иван-да-марья
http://www.stihi.ru/2019/01/11/1053   МЛ-12.1 Ребро Адама было без мозгов

Редкая птица долетит до середины Днепра… Гипербола. Чрезмерное преувеличение. Цель – усилить выразительность с патетикой в обнимку. Есть такие стилистические приёмы. Особенно у Гоголя.
А редкая птица НЕ долетит до поля с картошкой, если имя её студент-первокурсник – это соцреализм. Желтые полосы клубней без меры в ширину, без конца в длину – тоже. Это, конечно, тоже такой приём. Почти гротеск. Но не очень. Картошка в тот год уродилась отменная.
Так начиналась студенческая жизнь в первую неделю сентября 1962 на поле между Московской ветеринарной академией (МВА), что в Кузьминках, и самой Москвой. Сегодня столица расправила щупальца за пределы МКАД, а в тот год около МВА бродили лоси.
Глядишь, берёзы толпятся. Нет, чтобы помочь, хотя бы мешок картошки собрать, а не, наклонившись, пытаться наглядеться на девушек. Но в шароварах они и в обуви совсем не в модной. А берёзы стоят и усмехаются, приветствуют их, небрежно кивая ветвями. Эх, Николай Васильевич! Такая лирика в прозе, скрывающая женскую красоту и спереди, и с противоположного боку.
Мужчины? Им проще! Своеобразный шарм непосредственности. Троим из них родители дали одно и то же имя – Виктор. Незримо присутствовал ещё один, их тёзка. Не будь его, погибли б в неизвестности любовь и красота первых троих вместе с полем, берёзами, елями, цветами и жёлтыми клубнями после картофелекопалки.
Автора этих строк мы будем называть Виктором-Автором, так как двое из упомянутых тёзок тоже были Васильевичами. Чтобы их как-то различать, третий Виктор называл одного Виктором-Правшой, а другого Виктором-Левшой, или короче – Правша и Левша. Третьего Виктора все называли Виктором Ивановичем. У него была дочь ещё до службы в армии. И жена, конечно, имелась, поэтому для девушек он особого интереса не представлял. Мы его и описывать не будем. Он выделялся на поле солдатской фуражкой и гимнастёркой.
Правша и Левша ещё не брились, но оба были ростом под два метра, потому поручили им весьма ответственное дело: забрасывать наполненные мешки на транспортные средства. На них останавливались взгляды мимо девичьей воли, так как они были самыми высокими на поле, и силушкой бог не обидел. Рост и сила есть, ума не надо для первого знакомства.
В круг обязанностей Виктора-Автора погрузка мешков не входила, хотя внешне он на обоих Васильевичей похож, особенно на Правшу, а Правша на Левшу. Их даже многие путали, включая Виктора-Автора, так как сам автор отчасти был для тёзок прототипом. Садись перед трюмо, настраивай боковины и срисовывай. Волосы налево у автора, у Правши получаются тоже, как бы, налево, а у Левши – направо. У одного одёжка застёгнута по-мужски, а у другого наоборот.
Виктор-Автор придерживался мнения: сам себя не похвалишь, то есть, не представишь – целый день не с той ноги. Но хвалил себя незаметно, с юморком, за которым прятал самовосхваление. Сам о себе самом любимом, он писал так.
Родили меня в селе Староверовка. Это в Харьковской области, но не очень далеко от полтавских гоголевских Диканек. Говорили, что тамошний петух на три области кукарекал. Наряду с упомянутыми двумя, ещё и на Днепропетровскую голосом своим одаривал. Живет ли в Староверовке хотя бы один старовер, Автору не ведомо.
В собственном рождении особых заслуг он не видел, хотя некоторые филологи утверждают, будто бы «родился» означает родил себя. А иначе зачем там «ся»?
Даже Бог сам себя не рожал, существовал вечно. Как и материя у материалистов.
Свет представился мне в мае (так его мама утверждала… когда вишни у дома цвели), между днями печати и радио. Думали, гадали, имя Виктор дали. Но было то на Егория, называемого и голодным, и храбрым, а еще Георгием Победоносцем. Примеряли Егора, Юру, Жору. Остановились на Викторе. Стал он дважды победоносцем, за что наградили двумя орденами. Потом ещё одним за участие в создании и защите ПМР. Так на роду было написано.
Весенний Юрьев день 6 мая главным скотоводческим праздником у предков был. И довелось ему плестись по их стопам. Со скотами всю жизнь: и с 4-, и 2-ногими, и с крылатыми, и бескрылыми. В отличие от 2-ногих, некоторые 2-лапые гребут от себя, но тоже ищут зернышко. А в остальном они: клюнуть ближнего, забраться повыше, обделать нижнего. Тут вам и межвидовая, и внутривидовая борьба. Это если онаучить реалии.
В мае рожают, чтобы маять. И мают (по-украински "мають", значит, "имеют") и в хвост, и в гриву. Пытались и автора... в гриву и хвост. Три монографии написать заставили. Поставили стол, стул, дали бумагу, ручку и сказали:
– Пиши! Срок представления рукописи истёк месяц назад. Три соавтора есть, а одного из них выгнали с работы. Заместитель Министра СССР и заместитель директора института писать и не собирались.
Это называется интеллектуальным рабством. Поэтому автор, наученный таким опытом, даёт совет: не выпячивайте свой ум, в дураках останетесь! Писал Виктор-Автор не только научные монографии, но и поэзию, прозу, а также смешивал их в единое целое. Для начала остановимся на поэтическом псевдониме Виктора-Автора. Об этом он написал так.
 
Свой скарб сюда перевозя,
Избрал я псевдоним
(На зависть остальным).
Зовусь ДЮК_ДУБОССАРСКИЙ.
– Нескромно, Дюкарев!* Нельзя!
ДЮК – герцог из Одессы! -
Лик обнажив дикарский.
Куражились дантесы:
Царёвы, Королёвы,
Князья-болиголовы, -
Любители эвстрессов,**
Себя за копчики грызя.
– Тебе ли ДЮКова стезя?
Ты замахнулся на ферзЯ…
Да ты б ещё Жар-птицей…
Её родимою сестрицей…
– Одесса ДЮКова, друзья
(Об этом забывать нельзя!),
Была всего лишь захолустьем
В гнилом Днестровском устье.
А ею правил град Тирасполь.
Одессу ДЮК тот основал?
Я Приднестровье создавал
С Тирасполем – моей столицей…
А потому одесский ДЮК
Мне и в подмётки не годится, -
Шутил так ДЮК из Дубоссар.
Шутник – ДЮК_ДУБОССАРСКИЙ?
 
*Дюкарев Виктор Васильевич – Виктор-Автор. Он же – один из прототипов обоих героев: Виктора-Правши и Виктора-Левши.
**Эвстрессы – положительные (эв-, эу- означает, хорошо) стрессы вследствие достижения цели, удовольствия от произведений искусства, литературы, фильмов, ответной любви, других достижений. У некоторых лиц – «ему хорошо, когда другим плохо».
 
Уважаемые люди склонны фамилию Дюкарев переводить как герцог.
Иван IV Грозный за особые заслуги такой фамилией наградил моих далёких предков.
Но, как говорится, не фамилия красит человека, а человек фамилию.
И голодал, и воевал, и ПМР создавал, за что Орден «За личное мужество» получил. Революции задумывают идеалисты, совершают авантюристы, казнят не виновных, а награждают непричастных.
Но все ж вернёмся в май 1944. Цвели сады. Виктор-Автор оказался в промежности… между печатью и радио. Потому его много печатали и позволяли на «Радио Приднестровья» в 1992-94 изливать душу каждый день (бесплатно).
До начала вещания из Тирасполя семь недель «вещал» из Дубоссар, выполняя все функции на подпольной радиостанции. Тогдашний Президент Молдовы Мирча Снегур присвоил ему звание «Главный Геббельс Приднестровья». Вы думаете, он обиделся? Нисколько! Снегур утверждал, будто бы любит родной молдавский язык, который не знал толком. Это ему посвящено:
 
Да будь я и чукчей преклонных годов,
Всю жизнь прошагавшим по снегу,
Молдавский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Снегур.
 
Потом он согласился, что молдавского языка не было никогда. Молдова возникла пять столетий назад, Румыния с румынским языком в 1860, а жители Молдовы, оказывается, ещё при Стефане Великом говорили по-румынски, хотя Великий господарь 500 лет назад даже слова такого не слыхивал. Между прочим, 19.06.1992 друг Ельцина-демократа, такой же демократ Снегур утопил Бендеры в крови. 22-24.06.1992 казаки с ополченцами освободили Бендеры. Знаменитый генерал Лебедь, став командующим 14-й Армии 28.06.1992, освободил освобождённые Бендеры 22-24.06.1992. В здравом уме не придумаешь. Но герой Лебедь мог.
Такие чудеса в решете и цунами в корыте.
С 1970, Виктор-Автор подрабатывал референтом в ВНИИ научной и технической информации (Люберцы), ВНИИ технических и экономических исследований в сельском хозяйстве, в журнале “Сельское хозяйство за рубежом” (Москва). Ранее учился в техникуме, ветеринарной академии. Родили ведь скотоводы в день скотовода.
Пена грязных вод занесла в депутаты Парламента Молдовы, Временного Верховного Совета ПМССР (Тирасполь) и постоянного (Комитет по законодательству и законности) на уровень члена Президиума. Через 10 лет разразился стихами о гнусной сущности власти. Раньше стихами особо не увлекался. Сказали, написать слова для гусарской песни для КВН 1969 года. Надо? Ну! Раз надо! А потом на дно! Пока не скажут:
– Надо!
– Ну, если надо! Тогда, конечно, надо.
Заведовал Виктор-Правша отделами в НИИ. В Молдову пригласили, а затем назвали оккупантом. Так вот и оккупирует он вместе с другими оккупантами земли, где веками "оккупанты" живут у могил своих предков.
Женился и защитил диссертацию одновременно. Мудрые утверждают: "В 20 лет ума нет... и не будет; в 30 лет жены нет... и не будет; в 40 лет денег нет... и не будет". Шёл 30-й год отроду. Мудрые люди сказали:
– В 30 лет жены нет… и…
Защитники Приднестровья подвигли в книге «Дубоссары 1989–92 гг. За кулисами политики» (Тирасполь, 2000, 416 с.) рассказать, как бывшие первые лица КПСС, облачившиеся в "демократические" одежды, гневно живописали о собственных злодеяниях, глядя на себя в трюмо, а под автопортретами ставили чужие имена.
Книгу можно скачать в интернете, введя в поисковик часть названия.
Ни в каких партиях не состоял. Не состоялся, значит, так как без членства в КПСС состояться было почти невозможно. Предпочитает до сих пор гулять вольным котом. Уставы и программы слишком предвзятые, однобокие. Как-то сказали:
– Надо написать!
Написал. А что? Они все с одного инкубатора. Применил метод Рекле (режь+клей) о борьбе за светлое будущее. Главное – чтобы в тексте о партии в Приднестровье не осталось слово Россия. Такое в принимаемых законах случалось.
Виктор-Правша строго придерживался и придерживается принципа: полуправда – это ложь.
 
* * *
 
Если вы, совершив героический поступок, продолжаете чтение, сообщу ещё, Виктор-Автор склонен считать самой главной героиней Аню – после 18 лет - Анюту.
Освежу память. У двух Викторов отцы – Василии. Один – Левша, другой – Правша. Они смотрят на Аню-Анюту мужским взглядом. Не менее главная героиня Таня. Она дочь третьего Виктора – Виктора Ивановича.
О девушках на картофельном поле писать не стоит. Сами понимаете: пыль, грязь, резиновые сапоги, одежда – не мини-юбка и не майка в обтяжку без лифчика. Ничего нигде не просвечивается, глубокого выреза (декольте) тоже нет. Ножки? Поди, разберись! Короткие, длинные, ровные, кривые. Зачем отсебятину нести? Это о любви, а не о политике. Тут дело серьёзное!
Левша-Правша – это основное различие между двумя Васильевичами, а в остальном их поначалу даже путали. На поле быстро запомнили их имена, тем более что грузчики забирали мешки, наполненные девушками картошкой, знакомясь с ними по ходу дела. Старшего все называли Виктором Ивановичем, а двух других – Викторами Васильевичами, поскольку они сами себя так величали вследствие возникшей необходимости общаться. А нам легко различать их, так как один – Праворукий, другой – наоборот.
Виктор-Правша в будущем будет чем-то вроде репетитора для нашей самой главной героини, Ани. У помянутой Тани, дочери Виктора Ивановича, была племянница. Её Наташей звали. Тоже на одну из главных героинь претендует. Мы с ними познакомимся тоже, но после Виктора-Левши.  Без мужчины женщины как-то блекнут.
Виктор-Левша – четвёртый сын в деревенской семье. Сразу отметаем возможные предположения о каком-то копировании образа Виктора-Автора. Левша не женат, хотя некоторое время был в подобном статусе. Но сходства с автором всё же есть. Ну, хотя бы в том, что их мамы рожали только сыновей и не перешагивали порог школы до тех пор, пока их дети не пошли в первый класс.
Папы сделали это три или четыре раза вечером во время капитального ремонта тракторов вскоре после коллективизации.
Но большинство героев, почти как у А. Чехова, большинство литературных героев были, так или иначе, близки к медицине: одни лечили людей, другие животных. Пусть простят меня представители рода человеческого, человек – та же скотина, но очень высокого мнения о собственной персоне. Виктору-Автору порой казалось, когда человека называют свиньёй или собакой, то унижают, оскорбляют животных. И Викторы Васильевичи, и Виктор Иванович пытались не оскорблять бедных животных, стремились оставаться человеками. Да простят автора филологи.
Витя, который Левша, донашивал брюки троих старших братьев. Копилки для монет служили им игрушками. Их дарили самому старшему, потом передавали младшим по цепочке. После войны домов в селе почти не осталось, бумагу использовали для растопки печи. О детских книжках даже речи не было. Писали на газетах чернилами из бузины.
Об этом времени друг Виктора-Левши – Виктор-Правша напишет так.
 
Красивый в крапинку цветок
Повёрнут к солнцу на восток.
Кружится бабочка.
Любимый дедушкин кусток.
Грибочка шапочка.
И восходящая луна
Блином огромным из окна…
А вот вечерняя звезда
Видна пока совсем одна…
И с солнцем рядышком она
Всегда. И это неспроста.
Такие детские года.
Такая детская страна.
Чудесно времечко!
В бородке ныне седина...
Сияет темечко.
 
И ещё так.
 
Жаворонком подняться бы ввысь…
Лучезарное детство, приснись!
 
Утро августа в полной красе:
Россыпь жемчуга на траве,
Босоногое детство в росе,
Златокованный мир в колесе,
Зачарованный в колдовстве.
 
От движения ног ветерок,
Катят капельки сверху вниз,
Приподнялся цветок-клеверок…
Первый лучик поймал бугорок,
В росном жемчуге он завис.
 
В нем небес глубина в бирюзе,
Сотни радуг с седой каймой...
На нетронутой мной полосе
В васильковой блестящей слезе
В сказку мир превращался мой.
 
Что ещё написать о детстве?
Сказочки он иногда переделывал, когда внуки появились.
Например, всем известный "Колобок".
 
Под присмотром Бог-Ярила
Тесто мерно подходило.
Через две недели в срок
Испечён был Колобок.
Покатился, покатился,
Даже не остановился,
Зверь какой-то… Вот напасть!
Откусил седьмую часть.
Начинался день лишь третий.
Два ещё и, не заметив
Зверя, – нового врага,
Части нет седьмой. Ага!
Вот шестой денёк проходит.
С Колобка зверь глаз не сводит.
Хвать за бок! Куснул слегка…
Три седьмых нет Колобка.
Каждых два денька кусали,
Часть седьмую отбирали,
Так что зверь в чреде восьмой
Без еды ушёл домой.
И опять у Бог-Ярила
Тесто мерно подходило.
Через две недели в срок
Вновь испечен Колобок.
Колобок зовут Луною.
Пролетает над Землёю
Двадцать восемь с лишним дней.
Средь созвездий, как зверей.
Почитали их земляне.
Средь землян были славяне.
Насчитали их шестнадцать.
Нынче знают лишь двенадцать.
Круг зовётся Зодиком.
Средь зверей есть Рыбы с Раком,
Близнецы со Львом, Стрелец,
Овен, Скорпион, Телец…
Так и сказку сочинили.
Имена зверей сменили.
Не читал кто «Колобок»?
Такой выдался урок.
 
О других сказках, баснях на новый лад позже.